профессиональный репетитор по химии и биологии в москве
8 (911) 766 31 84
Санкт-Петербург, метро «Звездная», «Купчино»
Возможно дистанционное обучение
репетитор по химии Санкт Петербург
Изменения в заданиях ЕГЭ по химии 2016

Изменения в заданиях ЕГЭ по химии 2016

Cтруктура варианта экзаменационной работы 2016 года.

Структура работы по сравнению с 2015 годом в целом не изменилась. Каждый вариант экзаменационной работы построен по единому плану: состоит из двух частей и включает в себя 40 заданий. Задания в варианте представлены в режиме последовательной нумерации (1 - 40), различаются по формулировкам условия, видам и способам записи требуемого ответа, уровню сложности. Согласно этим признакам различия выделяют задания с кратким ответом базового и повышенного уровней сложности и с развернутым ответом высокого уровня сложности.

Часть 1 работы содержит 35 заданий с кратким ответом. В их числе 26 заданий базового уровня сложности (в варианте они присутствуют под номерами 1 - 26) и 9 заданий повышенного уровня сложности (их порядковые номера 27 - 35). При всём своём различии задания этой части работы имеют формальное сходство в том, что ответ к каждому из них записывается кратко: в виде одной, двух или трёх цифр; в виде числа, с определенной степенью точности; в виде последовательности четырёх цифр.

Часть 2 работы содержит пять заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом (их порядковые номера 36 - 40).
Вместе с тем обращаем внимание на те изменения, которые имеют место в экзаменационной работе 2016 года.

В работе 2016 г. по сравнению с 2015 г. приняты следующие изменения.

1. В части 1 работы изменён формат шести заданий базового уровня сложности с кратким ответом. Это следующие задания:

  • 6, его выполнение предусматривает применение обобщённых знаний о классификации и номенклатуре неорганических веществ. Результатом выполнения задания является установление трех правильных ответов из шести предложенных вариантов.
  • 11 и № 18, их выполнение предусматривает применение обобщённых знаний о генетической связи неорганических и органических веществ. Результатом выполнения заданий является установление двух правильных ответов из пяти предложенных вариантов.
  • 24, № 25 и № 26, ответом к этим заданиям является число с заданной степенью точности (вместо номера правильного ответа в работе 201 5 г.).
Также в части 1 работы изменён формат двух заданий повышенного уровня сложности - №34 и №35, которые проверяют усвоение знаний характерных химических свойств углеводородов и кислородосодержащих органических соединений. В работе 201 6 года эти задания представлены в формате заданий на установление соответствия (в работе 2015 года это были задания на множественный выбор).

2. На основе анализа результатов ЕГЭ 2015 года проведена корректировка в отношении распределения заданий по уровню сложности и видам проверяемых умений и способов деятельности.

Так, в частности, обоснована целесообразность проверки усвоения элемента содержания «Химическое равновесие; смещение равновесия под действием различных факторов» только заданиями повышенного уровня сложности. В то же время, усвоение знаний характерных химических свойств азотсодержащих органических соединений и биологически важных веществ - только на базовом уровне.

Все указанные выше изменения в экзаменационной работе 2016 года нашли отражение в представленных в пособии пяти типовых вариантах контрольных измерительных материалов.

Характеристика заданий, которые будут включены в варианты КИМ ЕГЭ 2016 года.

Ещё раз напомним, что основой для составления заданий экзаменационной работы служат элементы содержания ключевых разделов курса химии, которые  представлены в структуре содержательных блоков кодификатора. При этом заметим, что вся система знаний и умений, на проверку которых ориентированы задания, являет по своей сути требования к уровню подготовки выпускников.

Обратим далее внимание на то. что построение заданий осуществлено с учётом следующего принципа: тип и сложность каждого задания, входящего в вариант экзаменационной работы определяются в соответствии с глубиной изучения и уровнем усвоения проверяемого элемента содержания, а также в соответствии с характером учебных действий, которые необходимо осуществить при выполнении задания. Руководствуясь данным принципом, составим общую характеристику заданий различного типа.

Задания с кратким ответом, базового уровня сложности. 

Эти задания проверяют усвоение значительного количества (42 из 56) элементов содержания из всех важнейших разделов курса химии.
Задания данной группы имеют между собой различия как по формулировкам условия. так и по формам предъявления вариантов ответа. Поэтому существует определенное различие и в логике поиска верного ответа, который будет являться результатом выполнения конкретного задания. Например, иногда условие таких заданий может быть сформулировано в виде двух суждений о свойствах какого-либо вещества. В этом случае верный ответ выбирается только на основании вывода о справедливости каждого из этих суждений. При выполнении некоторых других видов заданий этой группы для выбора правильного ответа могут быть иные основания. Таким основанием могут стать, например, уравнения реакций, которые необходимо составить с учетом схемы превращений веществ, заданной в условии задания, и тех веществ, которые указаны в вариантах ответа.

Выполнение заданий базового уровня сложности с кратким ответом требует умений:

  • объяснять, как изменяются свойства химических элементов по периодам и группам периодической системы Д.И. Менделеева; какая существует зависимость между свойствами веществ и типом их кристаллической решетки; как влияют различные факторы на изменение скорости химической реакции и состояние химического равновесия; какова сущность реакций ионного обмена;
  • определять заряц ионов, степень окисления химических элементов, вид химической связи в соединениях; характер среды водных растворов веществ;
  • устанавливать принадлежность вещества к определенному классу(группе) соединений;
  • тип химической реакции по известным признакам классификации реакций;
  • характеризовать общие химические свойства простых веществ (металлов и неметаллов), а также свойства важнейших веществ-представителей основных классов неорганических и органических соединений;
  • проводить вычисления объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты теплового эффекта реакции; массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

Задания с кратким ответом, повышенного уровня сложности. 

Каждый вариант экзаменационной работы (по сравнению с 2015 годом) включает задания только одного формата - на установление соответствия элементов двух множеств.

В отличие от заданий базового уровня сложности, эти задания ориентированы на проверку сформированности ряда важных предметных и общеучебных умений, к числу которых относится умение выделять характерные признаки понятия, выявлять его взаимосвязи с другими понятиями, а также использовать это понятие для объяснения отдельных фактов и явлений. Это предусматривает анализ большого объёма сведений о свойствах веществ и химических элементов, о тех или иных закономерностях, сущности изученных типов реакций и т.п. В процессе такого анализа выявляются различные взаимосвязи между теми элементами содержания, которые указаны в условии задания. Другое, весьма существенное отличие таких заданий состоит в том, что в их содержании ответ в готовом вице не сформулирован. Его нужно установить в ходе выполнения задания и записать в вице определенной последовательности четырех цифр в строгом соответствии с теми предписаниями, которые даны в инструкции.

Задания с развернутым ответом, высокого уровня сложности. 

Важнейшая особенность этих заданий состоит в том, что каждое из них проверяет усвоение нескольких (двух и более) элементов (содержания из различных разделов курса химии. Поэтому их выполнение требует применения более сложных умений таких как: объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций; проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям и по определению молекулярной формулы вещества.

Кроме того, выполнение этих заданий предусматривает самостоятельное формулирование ответа, который должен быть логически построен, содержать необходимые выводы и заключения, аргументы в пользу выдвинутых положений и т.п. Для этого необходимо уметь: выполнять те или иные действия в определенной последовательности; устанавливать причинно-следственные связи между различными элементами знаний.

В вариантах представлены следующие разновидности заданий с развёрнутым ответом: 

  • задания, проверяющие усвоение важнейших элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»;
  • задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ);
  • расчетные задачи на установление: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; массовой или объемной доли продукта реакций от теоретически возможного выхода; массовой доли (массы) химического соединения в смеси; молекулярной формулы вещества.


репетитор по химии Санкт Петербург